Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Рисованный портрет царевны Софьи

С портретом, подписанным «А. Т.», похожи как два брата-близнеца: то же изображение, то же обрамление, тот же русский текст; разница лишь в деталях: в форме пуговиц, расположении теней и т. п. Можно согласиться с В. Сичинским, считавшим, что это копия с гравюры Александра Тарасевича. Но когда неизвестный гравер исполнил эту копию, сказать трудно. Она или была сделана почти одновременно с оригиналом, как его вариант, или могла появиться лишь через столетие, в конце XVIII века, в период возрождения интереса ко времени регентства царевны Софьи.

Следует упомянуть еще одно произведение - рисованный портрет царевны Софьи на орле с подписью: «делал сие в мае 719 изограф Тарасевич». Можно утверждать, что рисунок с подписью - подделка конца XIX века. Подделка прежде всего потому, что на крыльях орла рядом с царскими портретами расположены портреты двух главных сторонников Софьи: Федора Шакловитого и Василия Голицына. В какой бы среде ни создавался рисунок (издатель называет его «рисунком первых поморских писем»), социальные нормы искусства XVII века не могли допустить подобное уравнение царствующих особ и простых смертных. Характер портретов, выполненных в реалистической манере конца XIX века, так же как шрифт, подтверждает, что. это подделка, притом не слишком искусная. Быть может, на ней не стоило бы останавливаться, но она показывает популярность темы царевны Софьи и художника Тарасевича во второй половине XIX - начале XX века.

Итак, две подписные гравюры Александра Тарасевича - портреты И. И. Перекреста (1689) и В. В. Голицына - дают основания считать, что он приезжал в Москву в 1689 году, где гравировал портрет царевны Софьи на орле и изображение Федора Стратилата, посвященное Федору Шакловитому.