Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Гравированный портрет В. В. Голицына

Под изображением святого, как принято на украинских подносных гравюрах,- герб, позволивший Перекресту, по обычаю тех лет, назвать гравюру «герб Федки Шакловитого». Герб окружен военной арматурой - мотив чрезвычайно характерен для украинских гравюр тех лет, он встречается на гравюрах Щирского и других мастеров. Но здесь не только состав предметов, по их расположению  и рисунок почти полностью совпадает с обрамлением портрета И. Перекреста, исполненного А. Тарасевичем в том же 1689 году: те же знамена и копья, так же в обе стороны смотрят дула пушек, а внизу лежат барабаны и ядра, та же форма у фигурного щита слева. Никакой авторской подписи - и это следует особо подчеркнуть - на листе нет 35, а сходство обрамления подтверждает авторство Александра Тарасевича. Гравюра - и здесь нужно согласиться с Д. В. Степовиком - была, по-видимому, исполнена ко дню святого патрона Федора Шакловитого, который празднуется 8 июня, (не случайно в рамке текст молитвы святому - тропарь). Если так, то в начале июня А. Тарасевич и Богдановский еще находились в Москве.

На следствии не фигурировал портрет князя Василия Васильевича Голицына - главного деятеля времени правления Софьи. Среди гравюр, принадлежавших Сильвестру Медведеву, портрета не было.

Гораздо больше, чем варшавский портрет, опубликованный недавно, известен второй гравированный портрет В. В. Голицына, хранящийся в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Впервые в печати он появился в 1873 году, а позднее был воспроизведен в технике гелиогравюры в «Розыскных делах Федора Шакловитого». Вслед за Ровинским, портрет считают работой Леонтия Тарасевича, исполненной в Москве в 1689 году или, по другому варианту, в Чернигове в 1687-м. Теперь, когда для авторства Леона Тарасевича нет никаких оснований, гравюра представляет загадку для исследователей.