Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Московские гравюры Тарасевича

В документах следственного дела упомянуты и частично описаны три гравюры, исполненные Тарасевичем в Ахтырке и в Москве: большой подносной лист, портрет царевны Софьи «на орле» и образ Федора Стратилата с гербом Федора Шакловитого. К ним обычно присоединяется портрет кн. В. В. Голицына: Все эти гравюры, по инерции общепринятой концепции, считаются произведениями Леонтия Тарасевича.

Теперь мы должны взглянуть на них с других позиций: не опровергнут ли произведения неведомого Тарасевича новое авторство? Или, может быть, они как-то сумеют подтвердить, что их создателем был Александр Тарасевич?

Подносной лист, гравированный в Ахтырке в 1688-1689 годах, не дошел до нас. По описанию можно судить только о его содержании - важном свидетельстве политической борьбы того времени. О манере исполнения мало говорит и портрет царевны на орле, в настоящее время известный по небольшой репродукции, опубликованной в 1895 году Д. А. Ровинским.

Вторую гравюру, исполненную после отъезда Перекреста на дворе у Ф. Л. Шакдовитого, описывает секретарь последнего Семен Надеин: «А на другой доске вырезан образ святого мученика Феодора Стратилата, а в подножии у него воинская сбруя - литавры, и знамена, и копья, и иное ружье». Уникальный экземпляр гравюры, отвечающий этому описанию, сохранился в собрании Д. А. Ровинского (ныне в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он был опубликован ученым-собирателем гравюр в издании «Материалы для русской иконографии», а затем как портрет Федора Шакловитого включен в «Словарь русских гравированных портретов». Ровинский считал, что святому приданы черты начальника Стрелецкого приказа, проверить его предположение невозможно, так как достоверных портретов Федора Шакловитого не сохранилось.