Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Тяготение к искусству Востока

 Уникальность во многом определялась тем восточным компонентом, который составлял неотъемлемую часть его творческого метода и художнического почерка. Сам художник неоднократно формулировал, как собственную творческую задачу, некий синтез западного и восточного начал.

Между тем в специальных работах, посвященных Якулову, проблема традиций восточного искусства в творчестве художника ставится лишь в общей форме, трактуется как нечто само собой разумеющееся и специальным анализом не раскрывается. Исключение составляет лишь краткая статья А. А. Стригалева «Понимание и изображение пространства Г. Б. Якуловым» , где намечен интересный анализ проблемы.

Для художников Москвы или Парижа, с которыми Якулов соприкасался в период формирования и раннего развития, тяготение к искусству Востока было явлением обычным. Еще в начале XIX века французские романтики, особенно Делакруа, не только вдохновлялись сюжетами из восточной жизни, но и обогащали палитру красочными сочетаниями, найденными в восточных странах. Это тяготение к Востоку нарастало и достигло к концу XIX - началу XX века своих высших точек, дав классические произведения Гогена, Ван Гога, Матисса, немецких экспрессионистов. Русская живопись в эти годы узнала поэзию Павла Кузнецова. Мы не говорим здесь о Мартиросе Сарьяне, в творчестве которого совершенно особо реализовалась задача усвоения восточных традиций. Это предмет особого разговора. Востоком увлекались и русские неопримитивисты - Ларионов, Гончарова, Шевченко, Ледантю. Многие из перечисленных художников были не только современниками Якулова, но и его друзьями. Само по себе тяготение к Востоку, которое мы наблюдаем в творчестве Якулова, еще мало о чем говорит. Необходимо разобраться в характере этого тяготения.

09.10.2010