Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Упреки в равнодушии и холодности

В картинах Брайнина, по сути дела, нет традиционных для пейзажа эмоциональной теплоты, лиричности, взволнованности - всего того, что привыкли связывать с открыто живописной манерой, и скорее он должен разделить упреки в равнодушии и холодности, выпадающие на долю фотореалистов. За эту холодность (она действительно есть) искусство разумеется, отвечает; но она - следствие его программы, и упрекать тут можно только за сам выбор. Брайнин стоит в той точке, где кончается гиперреализм и вновь начинается живопись как пластическое искусство. Эти направления часто противопоставляются. А между тем они глубоко внутренне связаны. За живописью Брайнина и некоторых других молодых художников, внешне такой свежей и натурной, скрывается нечто совсем не традиционное, какой-то новый взгляд на задачи искусства.

То, что Брайнин любит фотографии, вдохновляется ими и пользуется, то, что он не исключает для себя «жеста» аэрографом, - все это следствия, а не причина. Важнее другое. Содержание картины должен составлять теперь не «душевный отклик» художника на реальность пейзажа, но сам этот пейзаж непосредственно, не размененный на «настроения» и словно бы не задетый никаким суждением, потому что уже содержит в себе все и превосходит все возможные слова о нем. Тут и ирония неуместна, поскольку еще больше отдаляет художника от мира, поднимает его над ним высокомерно, в то время как нужно - погрузиться в него и уйти от себя. Это и будет «жизнь как она есть»: не просто обыденность мотивов, но, глубже, жизнь в полноте, непосредственно и близко, настолько близко, чтобы не подвергать ее размышлению, а просто в нее включаться, принимая все, без остатка. В самых последних картинах Брайнина небо над крышами, дома подвигаются к нам как-то неминуемо близко, исчерпывают собою картину. Или, наоборот, мокрый асфальт, скользкий под ногами, не дает удержаться на переднем плане, заставляет впадать куда-то в глубину.