Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Суховатые и сдержанные в цвете листы

В послевоенные годы Ермолаев несколько раз принимался было за масло, написал несколько холстов в характере своих цветных литографий, но, вероятно, справедливо не счел нужным выставлять их.

Во время войны Ермолаев, остававшийся в блокированном Ленинграде и призванный здесь в армию в октябре 1941 года, служил в войсках Ленинградского фронта. После тяжелого ранения под Красным Бором (в августе 1943 года) и госпиталя он оказался в нестроевой части, где получил возможность рисовать и заниматься акварелью. В 1945 году 16 акварелей солдата Ермолаева из серии Ленинград в дни Великой Отечественной войны экспонировались на 3-ей выставке работ художников Ленинградского фронта.

Первые, еще весьма робкие опыты Ермолаева в цветной литографии относятся к 1940-1941 годам. Сразу же после войны он вернулся в экспериментальную литографскую мастерскую ЛОСХа и работал там около трех десятилетий кряду (до 1973 года), создав в ее стенах все то, что доставило ему известность выдающегося мастера эстампа.

Начав с листов суховатых и сдержанных в цвете, Ермолаев преодолел немало степеней роста, пока во второй половине 1950-х годов не выработал свою совершенно оригинальную декоративно-пластическую систему цветной литографии. И хотя и до этого у него было немало удачных листов и целых серий, на выставке он показал литографии только с 1958 года, когда началась его работа над обширным циклом Деревня (до 1962 года, отдельные листы позднее). В этих жанровых по мотивам, но отрешенных от иллюстративного бытописательства эстампах Ермолаев отображает жизнь сегодняшней деревни в формах поэтичных и отчасти вневременных. Его гармоничные, овеянные удивительным спокойствием листы, как не раз уже отмечалось, сродни по всему своему строю народной песне - то задорной, то умиротворенно-ясной или чуть грустной и всегда глубоко лиричной. Та яркая, звучная палитра, которая впервые пришла в живопись Ермолаева во второй половине 1930-х годов, в литографиях серии Деревня выверялась, очистилась от всего случайного, утвердилась в нескольких вариантах - от очень контрастного до мягкого, чуть приглушенного - всегда чистых, незамутненных цветов.