Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Попытка систематизировать работу

Во время войны Герта Михайловна в течение трех лет (1941-1944) жила в Казани и работала художником в Казанском Большом драматическом театре. В частности, она оформила постановку комедии К. Гольдони Слуга двух господ (сезон 1941-1942 годов) и вместе с А. А. Осмеркиным исполнила эскизы костюмов к Горячему сердцу А. Н. Островского (1943).

Попытка систематизировать работу Неменовой в литографии (к ней примыкают натурные наброски, главным образом, карандашом, нередко служившие этюдным материалом к литографиям) может быть предпринята только с сознанием абсолютной ее условности. Жанры ее листов перетекают друг в друга, даты в большинстве случаев весьма зыбки (так как на камнях она их не ставила никогда, а на оттисках лишь изредка и часто не сразу, поэтому неточно), имена же многих изображенных - хотя эстампы явно портретны - восстановить нелегко. И тем не менее, в послевоенной литографии Неменовой можно выделить несколько переплетающихся между собой линий. Это театральные зарисовки, которые, условно, можно разделить на зарисовки театральных и цирковых представлений, портреты артистов театра и цирка, наконец, наброски театрального и циркового быта, поднимающиеся порой до уровня серьезных психологических размышлений. Это наблюдения жизни большого современного города: многочисленные зарисовки типов молодых людей от искусства, с которыми она водила дружбу, охотно привечая их, свободные композиции на городские темы и небольшое число пейзажей из окон Герты Михайловны (на пятом этаже дома на повороте Большого проспекта за площадью Льва Толстого, откуда открывалась устремленная вдаль перспектива Большого). Значительную часть указанных двух больших групп листов составляют портретные или почти портретные эстампы. От них с конца 1950-х годов постепенно отделился и зажил самостоятельной жизнью характерный ряд чисто портретных изображений выдающихся людей искусства, принесший Герте Михайловне наибольшую, кажется, известность и составивший, в конце концов, как бы отдельный жанр ее творчества.