Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Михаил Афанасьевич Демидов

 Воспоминания Бенедикта Лившица рисуют живую картину встречи в кабаре «Бродячая собака» мировой знаменитости - Макса Линдера и молодого Владимира Маяковского, когда «поединок двух цилиндров - „цилиндра как такового" и цилиндра будетлянского» закончился (по мнению Б. Лившица) безусловным поражением первого. Вторая история связана с цилиндром Сергея Есенина, который «был символом ухода Есенина из деревенщины в мировую славу», свидетельствовал о выходе поэта из мифа о пастушке и был воспринят с нескрываемой яростью его недавним соратником Н. Клюевым: «Не хочу укрывать цилиндром лесного черта рога!»

Сказанное не исключает, конечно, и тех различий, которые были в отношении к костюму у представителей этих двух направлений в искусстве и приводили к тому, что одни и те же предметы туалета у художников разных поколений в русской культуре символизировали часто совершенно противоположные ценности и представления. Примером тому могут служить две характерные истории о цилиндрах.

Михаила Афанасьевича Демидова, замечательного художника и педагога, хорошо знали в Вятке 20-х годов. По воспоминаниям одного из его учеников, графика В. А. Нелюбина, когда художник умер, толпа провожающих его в последний путь занимала два уличных квартала. На такую признательность и любовь Демидов имел полное право: он был настоящим патриотом родной Вятки. Здесь он родился, здесь раскрылся его талант. Сюда он вернулся в трудном 1918 году и уже больше не уезжал до конца жизни.

В одном из очерков ленинградского писателя А. М. Минчковского есть такие строки, посвященные М. А. Демидову: «В числе русских художников-новаторов двадцатых годов, чье искусство после несправедливого забвения признается теперь во всем мире, Демидову принадлежит достойное место. Он бы мог уехать в Москву и стать «модным» художником, но был привязан к Вятке так же, как признанный мастер живописи Н. Н. Хохряков, и предпочел работать в родном городе».