Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Народный костюм Леонида Андреева

Необычные костюмы писателя целиком зависели от его увлечений: он то наряжался в кожаную рыбацкую норвежскую шапку и высокие непромокаемые сапоги, то надевал черную бархатную куртку живописца - «он носил их, как носят костюмы на сцене».

Все же обладатели подобных костюмов и не скрывали их нарочитости. В. Пяст вспоминал, как А. М. Ремизов советовал ему специально «заняться обращением на себя внимания какою-нибудь экзотичностью костюма». Очевидно, «обращению» внимания служили и причудливые одеяния самого Ремизова - пестрые «шкурки», как он их называл, так хорошо соответствовавшие той таинственной, дикой и фантастичной стихии жизни, которой полны его произведения.

Маскарадность подобных костюмов очевидна. Но в еще большей степени она сказалась в обращении к одежде прошлых эпох. Акварели Сомова «Как одевались в старину» и «Как одеваются теперь» свидительствовали не в пользу современности.Интерес к прошлому, своеобразный пассеизм, возникновение которого в художественной культуре начала века связано с именами художников «Мира искусства» - с их увлечением XVIII веком, эпохами Петра, Елизаветы, павловским временем в России, обращением к античности, очень скоро сказался и в других областях искусства. Галантные и жеманные нравы XVIII века нашли отражение в поэзии А. Белого, Вяч. Иванова и в особенности М. Кузмина. Сказалось это и в быту. «В стиле прошлых веков были обставлены особняки и квартиры меценатствующей буржуазии, модных артистов, писателей и художников. Подражание прошлому сказывалось даже во внешнем виде: костюме, прическе, придававших реальному облику людей XX века маскарадное обличие»,- писал М. В. Бабенчиков. Бесконечные маскарады XVIII века, вызванные фантазией Сомова или Судейкина, становились реальностью века двадцатого.