Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Женщина, сделанная Дьяволом

Больной оранжерейный цветок - в оправе Лалика - таков эстетический идеал эпохи, и в его появлении немалая заслуга 3. Н. Гиппиус. Современники видели в ней то «боттичеллиевскую» красавицу, то ибсеновскую героиню, то ангела, то сатанессу. Увлекаясь в 1890-е годы эстетикой прерафаэлитизма, она распускала по плечам локоны золотых волос, струились складки ее свободных одеяний нежных тонов, часто небесно-голубых. Стремясь походить на неземное существо, Зинаида Гиппиус носила одно время всегда и везде исключительно белые платья. В белоснежных платьях, когда вдоль ее рук «падало до самого полу что-то вроде не то рукавов, не то крыльев», Гиппиус запомнилась И. Бунину, А. Бенуа, А. Белому. Белый цвет, имеющий множество значений, был особенно популярен в символистской поэзии: мистическая семантика белого цвета вызвала к жизни псевдоним Б. Бугаева - Андрей Белый, дала название одному из стихотворений самой Зинаиды Гиппиус - «Белые одежды». Столь же символичен и другой, также особенно любимый Гиппиус цвет - черный.

Черный сюртук у мужчин приобрел в это время особый, почти мистический смысл. Валерий Брюсов, рассказывая о конкурсе «Дьявол», объявленном в 1906 году журналом «Золотое руно», не без иронии обратил внимание на костюмы приехавших в Москву петербуржцев: «На конкурс прибыли из Петербурга Вяч. Иванов, А. Блок и М. Добужинский, все в черных сюртуках». В то же время черный сюртук и галстук в виде банта был излюбленным костюмом в литературных кругах. «Как Вячеслав Иванов, Бальмонт, Брюсов, Волошин и другие, Блок носил тогда черный сюртук и черный шелковый галстук бантом. Это сделалось как бы формой поэта того времени»,- писал М. Добужинский.