Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Спасо-Преображенский собор

Авторской переделке подвергся рисунок Сабата «Эрмитажный театр». Об этом свидетельствует сам лист. Удавшаяся верхняя часть изображения была вырезана и наклеена на новый лист бумаги, на котором художник заново выполнил не удовлетворившую его часть рисунка.

Особый интерес в рассматриваемой коллекции рисунков представляют те из них, которые вовсе не были литографированы. Таких осталось 25, в числе которых мы видим 11 парных и три, принадлежащих только руке Сабата. Рисунки изображают 14 видов Петербурга, входивших в издательские планы Общества поощрения художников. Два из них - «Преображенский собор» и «Первая линия Васильевского острова» - прошли обсуждение на заседании его Комитета, но в издание не поступили. Первый из этих рисунков, ни в чем не уступающих по своим достоинствам предыдущим работам художников, мог быть отклонен по причине, кроющейся в самом его содержании. В центре композиции - Спасо-Преображенский собор, построенный в 1743-1754 годах архитекторами М.Г.Земцовым и П.А.Трезини на месте казарм полка, принимавшего участие в возведении на русский престол Елизаветы Петровны. По желанию императрицы собор должен был напоминать величественные храмы Древней Руси, а его купола не уступать пышности глав Успенского собора Московского Кремля. На рисунке выразительно переданы барочные формы первого пятиглавого храма Петербурга. Тщательная светотеневая разработка подчеркивает живописную динамичность верх- них объемов здания, выделяет причудливую красоту их декора. Нижняя часть храма кроется в густых кронах деревьев и кустарника окружающего его сада. Первоначальный вид собор сохранял до 1825 года, когда он почти полностью погиб в огне сильнейшего пожара. Это и могло быть причиной отклонения рисунка от издания, так как он уже не отражал реальный вид одной из центральных площадей города.