Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Совместная творческая деятельность художников

Хорошо удаются художнику изображения лошадей, которые присутствуют на всех его листах. И это неудивительно, так как работе Шифляра над городскими видами предшествовали долгие годы занятий батальной графикой. С большим вниманием рисует он и собак, причем разных пород. В целом типаж Шифляра сделал рисунки Сабата жизненнее и содержательнее. Своеобразная, только этому художнику присущая манера изображения положительно повлияла на общий уровень всего издания.

Свою часть изображения Шифляр выполнял графитным карандашом, наводя им первоначально легкие контуры. Объемность фигур достигалась мазками, искусно проложенными сепией. Ею же подведены и тени. Следы резинки, заметные на ряде листов, говорят о композиционных уточнениях и о стремлении художника к совершенствованию качества рисунка. Применение в некоторых случаях акварели связано, видимо, с предполагаемым иллюминированием налитографированного рисунка.

Начавшаяся в 1823 году совместная творческая деятельность художников особенно плодотворно развивалась в следующем году, когда ими были исполнены рисунки к следующим восемнадцати литографиям, изданным Обществом поощрения уже не в тетрадях, а в виде разрозненных листов. Особый интерес представляют те листы, которые дают возможность увидеть отдельные рабочие моменты творческого процесса художников, помогают раскрыть их замыслы и стремление к реалистическому отображению образа города.

С некоторыми сложностями столкнулись художники в процессе работы над рисунком к литографии с видом Мойки. На нем изображена та часть реки, где в 1824 году по проекту инженера Г.М.Треттера был сооружен Малый, или Почтамтский, цепной пешеходный мост. К.Ф.Сабат рисовал вид в конце 1823 - начале 1824 года, когда мост еще не был построен, и потому на его рисунке он отсутствует.