Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Многоликая уличная жизнь Петербурга

Рисунки Сабата исполнены тушью, кистью, рейсфедером, иногда с применением белил и акварели. Первоначальные контуры и детали изображения тщательно обводились пером. Присутствующие почти на каждом листе подписи и даты делались тушью или чернилами.

Шифляр свою работу начинал своеобразно. При помощи несложных технических средств графитным карандашом от руки (иногда применяя линейку) он переносил с листа Сабата на свой контуры архитектурных сооружений. Степень подготовки на разных листах не одинакова: от беглого очеркового наброска до более тщательной проработки объемов. Затем он заполнял лист одиночными фигурками и целыми многофигурными композициями-сценками. Пользуясь определенным «набором» типов-представителей различных слоев городского населения, художник, умело группируя, размещал их в непринужденных позах в пространстве улиц и площадей. Стремление автора оживить уличные сцены осуществлялось при помощи бурной, подчас довольно однообразной жестикуляции персонажей.

Главное для Шифляра - изображения петербуржцев, и этому, естественно, больше всего уделяет он внимания. Нарисованные художником фигурки людей не просто служат стаффажем, оживляют своим присутствием улицы и площади города. Занятые своими повседневными делами, они живут в этой среде, наполняя ее многоголосым шумом. Выглядят фигурки очень живыми, выразительными, некоторые из них и забавны.

Вся многоликая уличная жизнь Петербурга середины 1820-х годов запечатлена на рисунках Шифляра. Здесь можно видеть и различные средства передвижения этого времени: нарядные кареты, коляски богатых горожан, дрожки,, телеги, используемые простыми жителями города, а также разнообразные типы гребных и парусных судов.