Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Вид Никольского собора

Рисунки К.Ф. Сабата и СП. Шифляра из собрания ГИМ, созданные в 1821-1823 годах, дают интересную возможность проследить, как возник творческий союз этих художников, и представить вклад каждого из них в общую работу.

Первым с Обществом поощрения художников стал сотрудничать СП. Шифляр (1786-1840). В состав уже первой тетради «Видов Санкт-Петербурга и окрестностей» вошла его автолитография «Смольный монастырь. Вид с Невы». Шифляру, числившемуся в команде художников Главного штаба, основной обязанностью которых, как известно, было рисование военных форм, плохо удалось передать сложную архитектуру монастырского ансамбля. Светотень слабо выявляет его объемы, и все изображение носит плоскостной характер. Фигуры людей в лодках исполнены схематично. В литографии этот носящий набросочный характер эскиз был более тщательно прорисован автором, внесшим также и некоторые улучшающие общий вид дополнения.

Первой совместной работой Сабата и Шифляра стал рисунок к литографии «Вид Никольского собора». Прежде автором его считался лишь Сабат. Но рисунок из собрания ГИМ имеет подписи обоих художников и дату - 1823. Он выполнен сепией с использованием тончайших ее градаций - от светлых до самых темных оттенков. Белилами проработана дополнительно колокольня собора. Это изображение - единственный пример, когда художники попытались на одном листе поочередно выполнить свою часть рисунка. Рассматривая лист, поражаешься безукоризненному мастерству Сабата, точного до мельчайших подробностей в передаче всех деталей архитектурного вида. Шифляр заполнил набережную Крюкова канала разнообразным типажем. Однако, как и в первом своем листе, он недостаточно уверенно справился с изображением фигур, которые отмечены теми же анатомическими неточностями, а движения их несколько скованны и маловыразительны. При литографировании К.П. Беггров внес заметные исправления именно в эту часть рисунка.