Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Письма Михаила Ксенофонтовича Соколова

Мы не ставили целью исследовать творчество художников, в разные годы подвергавшихся репрессиям, уничтоженных или отбывавших сроки в лагерях. Нам хотелось хотя бы пунктиром обозначить их личные судьбы, зафиксированные только в ордерах на арест, протоколах следствия, в справках о реабилитации и смерти или об окончании ссылки. Многие из этих документов до сих пор упрятаны в засекреченных архивах. Но факты, свидетельства происходившей чудовищной мясорубки сохранились в памяти жертв произвола, их родных, в памяти очевидцев, в уцелевших письмах.

В печатных искусствоведческих изданиях проблема репрессий художников вообще не стояла. Само это понятие было исключено из обихода. Неискушенный читатель часто и догадаться не мог о садистских допросах и расстрелах с инсценировкой суда и следствия. Наш долг - обнаружить имена, составить мартиролог, день за днем, шаг за шагом восстановить подлинную картину жизни, мученичества и гибели каждого художника, вне зависимости от того творческого вклада, который они успели внести. И лишь потом браться за новую, подлинную историю советского искусства.

Письма Михаила Ксенофонтовича Соколова к Надежде. Васильевне Верещагиной-Розановой составляют лишь часть эпистолярного наследия художника. Переписка охватывала широкий круг друзей, близких, знакомых, учеников. Среди них А.Ф. Софронова, Н.М. Тарабукин, В.Н. Лазарев, но наибольшее количество писем было адресовано Верещагиной-Розановой. Тарабукин, знавший Соколова с юношеских лет, посвятивший его творчеству целый ряд исследований, в «Материалах для биографии художника Михаила Соколова» (1948) написал: «Через меня Михаил познакомился с Надеждой Васильевной Розановой, дочерью писателя В.В. Розанова. Между ними стали завязываться дружеские отношения.„ В ее рисунках появились отголоски Соколовских приемов».