Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Бедная тысяченожка искусства

Произведения говорят многим: темами, положениями, сюжетами, героями. Но больше всего говорят они присутствием содержащегося в них искусства. Присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чем преступление Раскольникова.

Искусство первобытное, египетское, греческое, наше, это, наверное, на протяжении многих тысячелетий одно и то же, в единственном числе остающееся искусство. И когда крупица этой силы входит в состав какой-нибудь более сложной смеси, примесь искусства перевешивает значение всего остального и оказывается сутью, душой и основой изображенного». Решусь утверждать, что Андрей Гончаров любил эту мысль.

Но бедная тысяченожка искусства - чего только не наслушалась она за свою нескончаемую жизнь! И бедные ее двуногие прародители, так и не узнавшие за тысячелетия, что делать с ее 978-й ногой, когда заносится вперед пятая. Вспоминая сейчас Андрея Гончарова, художника настоящего, невольно думаешь с печалью, как жаль, что не дожил он до нынешних дней, когда то, чего он чаял всю жизнь,- свободы от предписаний в творчестве, кажется, становится исторической явью.

В 1930 году вышли в свет два последних сборника Алексея Крученых - «Ирониада» и «Рубиниада», изданных автором тиражом 150 и 130 экземпляров. После этого в творчестве Крученых - «вождя заумцев» и вдохновителя русского футуризма, «острейшего полемиста и виртуоза эпатажных выступлений», поэта, художника, исследователя и слово-творца,- наступил тот особый период, длившийся последние 38 лет его жизни, который Н. Харджиев, крупнейший исследователь русского авангарда и близкий друг Крученых, назвал «рукописным»