Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Минутные желваки сердитости

Образ человека, как оказывается,- больше человека. Он может зародиться только на ходу на переходе от мухи к слону.

Что делает честный человек, когда говорит только правду? За говорением правды проходит время, этим временем жизнь уходит вперед. Его правда отстает, она обманывает. Так ли надо, чтобы всегда и везде говорил человек?

И вот в искусстве ему зажат рот. В искусстве заговаривает образ. И оказывается: только образ поспевает за успехами природы.

По-русски врать значит скорее нести лишнее, чем обманывать. В таком смысле и врет искусство. Его образ обнимает жизнь, а не ищет зрителя.»

Замечательно, что в следующий раз - особенно если предыдущий был за рюмкой - Андрей мог спросить: «кажется, давеча я нес что-то лишнее про то, как врет искусство, но отчего же никто не спорил?» (И минутные желваки сердитости.) Ах, нет, спорили. Но не оспаривали! Когда Андрей заводился в эдаком духе, оспаривать, как и у Пастернака, было нечего. И соглашаться было необязательно, да, в сущности, и не с чем. Просто счастливо воспитывалась душа артистизмом свободной мысли.

А то, что сейчас последует из «Доктора Живаго», Андрей, услышав, просил меня выпечатать ему на машинке с самиздатской рукописи. И возможно, где-нибудь среди бумаг его архива хранится у его дочери Наташи Гончаровой та страничка рижской бумаги:

«Давнишняя мысль моя, что искусство не название разряда или области, обнимающей необозримое множество понятий и разветвляющихся явлений, но, наоборот, нечто узкое и сосредоточенное, обозначение начала, входящего в состав художественного произведения, название примененной в нем силы и разработанной истины. И мне искусство никогда не казалось предметом или стороной формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания.