Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Предметно-зримые болтни

 Когда сейчас я припоминаю свою «пастернаковскую прописку» в его душе, меня нисколько не удивляет, что из непрерывного пунктира нашего долгого общения только то проступает наружу и просится в рассказ о нем, что было так или иначе его говорением об искусстве. Или о поэзии. Ну да ведь это одно и то же! И лишь неизвестно - что же именно.

Виктор Шкловский 23-го года был прав. И, по-видимому, еще более прав, чем сам подозревал. Да, конечно, всяческое начальство регламентировало искусство, не зная, что оно такое. Но, пожалуй, еще существенней было другое: не зная, что оно такое, из века в век искусством жили люди. И, наконец, сами художники!

Сладостно было разговаривать о таких материях с Андреем Гончаровым, незабвенно сладостно! Уже семидесятипятилетний, в последней беседе с журналистом, он неспроста - совсем как в молодости - привел из мудреного «Спекторского» лишь предметно-зримые болтни в творилах с известью. Рельефная вещественность незатасканных слов воодушевляла его мысль. Сейчас жалеешь, что не записывал за ним. Особенно потому жалеешь, что его статьи об искусстве, даже о любимейшем Владимире Андреевиче Фаворском, бывали слишком смирны, чтобы передавать волновавшие внезапности его суждений. На мой слух, те внезапности часто звучали совершенно как пастернаковские из «Охранной грамоты» (в ранней молодости) или из «Доктора Живаго» (в ранней старости). И пришло в голову - отчего бы не воспользоваться голосом Бориса Леонидовича, чтобы дать заместительное представление о гончаровских необычайностях? Тем более он, Андрей, любил то, что просится здесь на страницу. Попробую. Вот из «Охранной грамоты»: «И есть искусство. Оно интересуется не человеком, но образом человека.