Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Салон в Тифлисе

Двуликость Тифлиса подчеркивал и А. С. Пушкин, который писал, что в Тифлисе были «дома низки, кровли плоски» и что только в северной части, в Гаретубани (в районе нынешней площади им. В. И Ленина и проспекта им. Ш.Руставели с прилегающими к нему улицами), были дома европейской архитектуры. До 1845 года облик города почти не изменился, но богатые тифлисцы стали вкладывать свои капиталы в строительство домов, соперничая в художественном убранстве их интерьеров и экстерьеров. Французский путешественник и художник Пьер Бланшар оставил не только словесное описание интерьера грузинского дома, но и зарисовки. Его картина «Салон в Тифлисе» (хранится в Государственном музее искусств Грузии) изображает большую комнату с высоким, в сталактитах, потолком, большими окнами с витражными стеклами. Комната обставлена европейскими диванами и мягкими креслами, пол устлан коврами, с потолка свисает люстра, а на стенах висит восточное оружие и большие картины. Персонажи картины одеты в грузинское и европейское платье.

С 1860-х годов благоустройство Тифлиса касается в первую очередь кварталов, где проживала имущая часть населения. Архитектура их разнолика: псевдоготический, псевдомавританский, псевдобарочный стили, а также стиль позднего русского классицизма. Конец XIX - начало XX века ознаменовались появлением стиля модерн, который прижился в домах аристократического и мещанского сословий. И сегодня в домах старого Тбилиси можно проследить набор архитектурных элементов почти всех эпох и народов. Городское строительство открывало широкие возможности для работы архитекторам, живописцам, малярам-альфрейщикам. Среди них были приезжие мастера: русские, иностранцы.