Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Экспонирование за рубеж

Идейные расхождения в «Дневнике толстовца» опущены до уровня сведения личных счетов. Не случайно и Ге и Толстой отнеслись к выходу книги Ильина с достойным больших художников равнодушием.

Между тем из Бостона «Что есть истина?» была перевезена в Провидено, где ее экспонирование принесло убыток в 30 долларов. В марте 1891 года в течение двух недель Н.Д.Ильин демонстрировал ее в художественном магазине Бенданна в Балтиморе, на одной из бойких городских улиц. В балтиморской «Morning Daily News появилась хвалебная рецензия. Тем не менее зрителей на выставке было мало, экспонирование было убыточным, хотя к завершению его поступили выгодные предложения как в самом Балтиморе, так и из Филадельфии. Но к этому времени Ильин получил телеграмму от Н.Н.Ге, требовавшего возвращения произведения в Россию. На деньги, посланные художником, в апреле Н.Д.Ильин возвратился в Петербург. Пересылку картины оплатил П.М.Третьяков. Возвращаясь на родину, в Ливерпуле Ильин увидел картину М.Г.Сухоровского «Нана». Народ бойко шел на выставку. Это зрелище поколебало убежденность Ильина в том, что выставка одного произведения всегда обречена на провал: «Вот какие картины нужны публике и могут дать материальный успех».

Экспонирование за рубежом картины «Что есть истина?» во многом знаменательно. Как факт творческой биографии большого художника. Как пример обмена художественными идеями. Но и в другом. В том, что социальные установки в потреблении искусства, как и типы его восприятия, характерные для нашего времени, в значительной мере родились и сложились в прошедшем столетии.