Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Характеристика графического почерка

В целом вся архитектурная графика Демерцова показывает, что он был прекрасным проектировщиком-профессионалом, но не блистал талантом рисовальщика. Однако его графическая манера была ярко индивидуальной и ее невозможно спутать с почерком Воронихина. Это чувствовал и сам Г.Г. Гримм - создатель методов атрибуции чертежей. Отдавая авторство Воронихину на основании известных тогда его биографических данных, при анализе чертежей он справедливо заметил: «В них нет широкой, уверенной манеры, которая будет столь типичной для его чертежей 1800-х годов».

И ниже он дает точное описание авторских приемов Воронихина в графике XIX века: «Воронихин любил несколько эскизную манеру исполнения, которая прекрасно сочеталась с относительно небольшим обычно размером чертежей. Он любил широкую, сочную, то несколько утоняющуюся, то вновь очень жирную линию. С величайшей артистичностью мастер то обрывал линию, несколько не доводя ее до пересечения, то наоборот переводил через грань. Это придает чертежам характер особой свежести и непосредственности. Зодчий работал почти исключительно тушью. Редко прибавлял он к ней акварель.- Тушью Воронихин владел в совершенстве. От интенсивно темных оттенков до тончайших, едва заметных, как бы тающих теней широкой свободной кистью оживлял он чертежи».

Эта характеристика графического почерка относится и к подлинным чертежам Воронихина 1790-х годов. На его архитектурную графику навсегда наложил отпечаток тот факт, что начинал он как художник. Свои проекты он как бы не чертил, а рисовал. В них нет четкой линейной основы. В разрезах он часто заменял ровную заливку тушью штриховкой от руки.