Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Перестройка Строгановского дворца

 К периоду - 1791 -1793 годам - исследователи относили и перестройку Строгановского дворца. Но готов ли был Воронихин к самостоятельной работе? Г.Г.Гримм считал, что чертежи парижского периода являются ученическими работами, «не представляют крупного художественного интереса и не дают богатого материала для суждения о будущем даровании мастера». Но противореча собственным сомнениям, он закрепил в своем труде эту датировку и идею авторства Воронихина.

Однако сами ученические проекты и факты, выявленные из архивных документов, заставляют поставить их под вопрос. Путешествие по Германии, Швейцарии и Франции, изучение памятников архитектуры в России и за границей значительно расширили кругозор молодого художника. Мог он видеть в Париже и смелые проекты французских архитекторов, но опыт проектирования у Воронихина к моменту возвращения был небольшой, а практических строительных и инженерных знаний не было вовсе.

Для сравнения достаточно вспомнить, что такие выдающиеся русские зодчие, как В.И.Баженов, И.Е.Старов, Ф.И.Волков, А.Д.Захаров и другие, начинали самостоятельные работы после долгого обучения в Академии художеств (от шести до пятнадцати лет), а затем совершенствования своих знаний в пенсионерских поездках в Италии и Франции (от двух до шести лет). Прежде чем самостоятельно строить, Воронихину нужно было еще основательно поучиться.

Да к тому же перестройка Строгановского дворца была уже закончена к его возвращению из-за границы. Это выяснилось благодаря письму Павла Александровича отцу из Парижа от 23 февраля 1789 года: «Мы здесь очень часто видим господина де Майи и у него видели часть привезенных им из России руд. По описанию, которое он нам сделал о перестройках в вашем доме в Петербурге, я думаю, что весьма хороши».