Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Первое упоминание о Тончи

 Оправившись от болезни, Тончи в знак своего исцеления написал для местного собора величественную картину, изображавшую крещение Руси.

После войны он поступает в Экспедицию Кремлевского строения под начало князя Н.Б.Юсупова и, поселившись в «Запасном» царском дворце у Красных ворот, преподает в Архитектурной школе (впоследствии Училище живописи, ваяния и зодчества), вплоть до выхода в отставку в 1842 году, и два года спустя умирает.

Д.М.Волконский, состоявший с Тончи в довольно близком родстве - они были женаты на двоюродных сестрах,- оставил о нем в своем дневнике немало колоритных записей, тем более важных, что до сих пор мы располагали о Тончи лишь несколькими отрывочными мемуарными свидетельствами современников (А.Я.Булгакова, П.А.Вяземского, С.П.Жихарева, Д.П.Рунича, Н.А.Саблукова), а его биография разработана крайне слабо.

Первое упоминание о Тончи - запись от 26 мая 1829 года (за два месяца до того скончалась жена Д.М.Волконского, и эту потерю он не смог пережить уже до конца своих дней): «получил я литографированные портреты покойной княгини моей, которой рисовал матушкин живописец Федор Кузьмич Уханов, сообразуясь портрету, у меня бывшему, с посоветованиями родных и под руководством знаменитого Николая Тончи, сей портрет очень удачно сделан, и я его раздавал желающим и родным любящим нечастного моего друга». Таким образом, Тончи наблюдал за изготовлением крепостным художником Е.А.Мусиной-Пушкиной («матушкин живописец») литографированного изображения жены Д.М.Волконского по имевшемуся у него оригиналу - по «портрету, у меня бывшему». Не этот ли оригинал, кстати, был воспроизведен недавно в одном из искусствоведческих изданий как акварельный портрет Н.А.Волконской работы неизвестного мастера из собрания Рыбинского историко-художественного музея, который поступил туда в свое время из имения Мусиных-Пушкиных?