Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Приближение неприятеля к Москве

Громкую популярность Тончи завоевал благодаря знаменитому портрету Г.Р.Державина, в шубе и меховой шапке сидящего у подножия скалы перед заснеженным полем,- по этому поводу поэт сочинил оду художнику, начинавшуюся знаменательной строкой: «Бессмертный Тончи!.» Его кисти принадлежали и другие шедевры портретной живописи конца XVIII - начала XIX века, моделями для которых служили лица из правительственных верхов и вельможной аристократии, военачальники и поэты,- Павел I, А.В.Суворов, императрица Елизавета Алексеевна, А.А.Безбородко, А.А.Чарторыйский, П.И.Багратион, Ф.В.Ростопчин, П.Д.Цицианов, Н.Н.Демидов, И.И.Дмитриев и др.

1812 год отразился на судьбе художника самым трагическим образом. Тончи, не говоривший по-русски, попал, по выезде из Москвы, в момент вступления в нее неприятеля, то ли к казакам, то ли к крестьянам, был принят ими за француза-шпиона и наверняка бы погиб, если бы его не вызволил из беды проезжавший мимо знакомец, но помешался рассудком и в приступе черной меланхолии перерезал себе сосуды. Тончи привезли во Владимир, где спасались от наполеоновского вторжения Ростопчин и другие московские друзья художника,- здесь его выходили, и он остался жив. Есть несколько версий, объясняющих помешательство Тончи. По одной из них, с приближением неприятеля к Москве он впал в депрессию из-за страха быть объявленным изменником (в войне против России принимали участие десятки тысяч его соотечественников-итальянцев) и стать жертвой негодования Наполеона. По другой версии, душевное потрясение было вызвано тем, что Тончи, живший в те дни в доме Ростопчина, явился невольным свидетелем инспирированной им кровавой расправы московской толпы с М.Н.Верещагиным.