Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Итальянец, привезенный в Россию

Словом, дневник Д.М.Волконского восстанавливает исторический фон «Войны и мира» и уточняет не проясненные прежде источники осведомленности великого писателя в эпохе 1812 года.

Причастность же Д.М.Волконского к семей мемуарным истокам и историческим персонажам толстовской эпопеи, со своей стороны, позволяет по-новому взглянуть на него самого, высвечивает свежими красками его личность и духовный облик, как они отобразились на атрибутированном портрете.

И здесь пришла, наконец, пора сказать о том, что портрет этот - не единственное прижизненное изображение Д.М.Волконского. Другой его портрет был написан в свое время не кем иным, как прославленным живописцем первой половины XIX века Сальваторе Тончи,- и об этом нам поведал тот же дневник.

Родом итальянец, привезенный в Россию в середине 1790-х годов бывшим польским королем С.Потоцким, с начала нового столетия он навсегда перебирается в Москву, женится на дочери знатного барина-мистика И.С.Гагарина - Н.И.Гагариной и, по свидетельству хорошо знавшего его современника, становится «светилом всех московских клубов и другом Ростопчина и всех князей и графов» 24. В «допожарной» столице его чаще называли не собственным именем, а - по русскому обычаю и простоты ради - Николаем Ивановичем. Человек яркого творческого темперамента и разнообразных дарований - поэт, музыкант-вокалист, философ, живописец, пленявший собеседников остроумием и пламенным красноречием, Тончи, как заметил о нем позднее Н.Мельгунов, «представлялся на дальнем севере каким-то обломком эпохи Возрождения». «Талант первого разряда. Гениальный артист»,- отзывался о нем другой современник.