Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Агрессивная группа основателей РАПХа

Мы были разного возраста, происходили из разной социальной среды, а объединяла нас личная дружба и неприятие рапховской демагогии, расцветшей у нас на монументальном отделении, где сбилась самая агрессивная группа основателей РАПХа - Вязьменский, Мирлас, Цирельсон и другие.

Истомин собрал нас к себе для разговора. Время было уже жесткое. «Четыре искусства» среди других обществ числилось на «правопопутническом» фланге (правее его был разве только «Жар-цвет» с Богаевским и Волошиным).

Рапховские псы рвали общество на куски, ахрровские подкусывали и старались перетянуть знаменитостей к себе. Организационная группа АХРР состояла из художников совершенно ничтожных, но они умно старались укрепить позиции общества привлечением знаменитых художников, независимо от их ориентации (кроме самых левых). Так были привлечены из стариков - Архипов, Малютин, Юон, Кустодиев, а потом и Машков, Лентулов, даже Фальк и Древин.

Истомин хотел спасти общество. Он очень серьезно относился к тому, что считал зовом времени. Будучи чистым и честным человеком, он и критику в адрес общества принимал за чистую монету. Он не мог представить, что не идеи и принципы могут руководить людьми, а жажда власти, соперничество, ненависть невежества и бездарности к культуре и одаренности. На призыв к созданию советской тематической картины он хотел откликнуться на полном серьезе и со всей искренностью. И он в «Четырех искусствах» не один был такой. Петров-Водкин уже написал «Смерть комиссара», Матвеев сделал группу «Октябрь», Фаворский создал гравюры «Октябрь» и «Гражданская война». У самого Истомина за плечами тематической картины еще не было, но впереди были «Вузовки».