Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Точность движения руки

У Петрова-Водкина, увлеченного древнерусской иконописью, было совсем другое. Он требовал, чтобы мы рисовали человеческое тело по канонизированной им схеме как совокупность геометрических фигур, требовал своеобразного нанесения теней - он был яростным противником академических тушевок,- по его представлению, тени должны были быть легкими, воздушными, по впечатлению, наподобие разбросанного «сена». В качестве примера ссылался на свои рисунки к книге «Ташкент - город хлебный». А для нас это означало, что мы могли, не очень считаясь с формой, не следя за направлением штрихов, свободно накладывать тени - чиркать карандашом или пером, как кому вздумается!

Что касается точки зрения Матюшина на рисунок, то он считал, что рисовать надо постоянно, что рисунок должен органически врасти в нашу жизнь, а для этого карманный альбом и карандаш всегда должны быть в рабочем состоянии.

Ну, а резинка? Нет! Штрих рисунка должен сразу же изящно ложиться по форме предмета. Он был категорически против увлечения тенями. Для упражнения зоркости глаза и точности движения руки любые предметы могли, по его мнению, служить объектами наблюдения, не обязательно было работать только над специальными сюжетами. В мастерской Матюшин приучал нас к быстрым лаконичным зарисовкам человеческой модели. Цель - мгновенно, несколькими штрихами «схватить» характерные черты, фиксировать людей и в пространстве, и в движении.

Что же касается преподавания Матюшиным живописи, вопрос обстоял сложнее. До работы над постановкой Михаил Васильевич формировал сначала нашу теоретическую мысль - на примерах показывал пары контрастных («дополнительных», по старой терминологии) цветов - основной, исходный и сопровождающий его - спутник. А приступая к живописи, мы должны были уже на основе собственных наблюдений, самостоятельно применять наши знания.