Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Современное видение глаза

Уже позднее Павел Петров подружился с О. П. Ваулиной, художницей из нашей группы, женился на ней. Их сын Андрей Петров - композитор и председатель Союза композиторов в Ленинграде.

Часто мы встречались у М. В. с Эндерами. Иногда вместе проводили вечер. Эндеры музицировали, Мария Владимировна играла на пианино, играли иногда музыку к «Дон Кихоту», сочинения М. В. Матюшина. Михаил Васильевич играл на самодельной скрипке.

Все рассаживались в уютных креслах, тут начинались разговоры. Тут мы впервые узнали теорию эволюции глазного видения. Наше современное видение глаза не постоянно. Оно из- меняется с изменением времени и обстановки. Глаз орла, глаз первобытного охотника легко отыскивает добычу на расстоянии километров,- и глаз современного человека, горожанина в очках, все время оглядывающегося по сторонам, следя за движущимися рядами транспорта и толпы.

Помню, как блестяще М. В. доказывал эволюцию зрения на примерах искусства. В книгах М. В. отыскивал репродукции обнаженной натуры - как рисовалась она у египтян, как рисовал Кранах, как выглядела Венера Тициана и как особенно свободно и легко была изображена Венера у Эдуара Мане.

Прогулки с М. В. были незабываемы. На природе М. В. открывался нам еще шире.

Еще неожиданнее было видение им природы и всего мира. М. В. жил вечным наблюдением, поиском новой точки зрения на обыкновенные явления - начиная от ростка весеннего цветка до нашей видимой Земли - шара, не имеющего горизонта и никогда не встречающегося с видимым, уходящим небом. Видеть мир в его взаимосвязях, мир в пространстве, где в центре пространства стоит человек, наблюдающий человек, нам, художникам, было захватывающе интересно.