Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Отчаянность маленькой пожилой женщины

 Только после смерти в 1932 году поняла, как любила. Все померкло, жизнь казалась ненужной. Была только могила на холме - и она там дневала и ночевала. Только любовь к Максу спасла ее тогда, удержала на земле. Надо было сохранить его рукописи, акварели, архив. Надо было сохранить Дом. Сколько она за все эти годы написала в разные инстанции писем, заявлений, в какие кабинеты не входила! И Дом существовал, не разваливался; в него непрерывно шли люди. И она рассказывала им о Максе, читала его стихи - она всей душой верила, что он нужен России, что он «будет». В этот период она начала писать воспоминания о нем - «Макс в вещах»: методическое и любовное перечисление всего, к чему он прикасался, среди чего жил.

Потом разразилась война. Эвакуировали коктебельские дома отдыха, кое-что жгли («не отдавать немцам!»). Ей говорили: «Уходите, бросайте все!» Нет, уйти она не могла. Бросить на произвол судьбы - на произвол врага! - Максов дом?! Никогда! Хотелось верить: кто бы ни пришел, они поймут, что это музей, что это нельзя трогать.

И вот, враги пришли. После первого же «визита» румынских солдат со стен исчезло семь Волошинских акварелей. Обнаружив пропажу, Мария Степановна побежала к немецкому коменданту: она собиралась устроить «термидор» ему! Что подумал этот немец, устыдился или подивился отчаянности маленькой пожилой женщины,- но ей выдали расписку на похищенные пейзажи. Затем был наш десант, немцы отошли. В первые же дни, вместе с двумя старыми женщинами и двумя мальчишками из деревни, она перетаскала все ценное в тайник. Книги, рукописи, акварели скрылись в земле - надолго ли? Тогда она этого не знала.