Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Композиционное переплетение форм

В ранних, конца 1920-х годов, скульптурных работах - очень плотная, «крепкая», компактная форма. Это редкий, но достаточно любопытный пример «филоновского» влияния на произведения, выполненные в традиционно-реалистическом стиле.

«У Суворова - отличная школа. В его работах, особенно 30-х годов - обобщение, цельность (так и не дошел до «структурности» в матвеевском духе), станково-декоративный стиль» (запись беседы с С.Л.Рабиновичем). Собственно «филоновскими» можно считать лишь рельеф, «Голову» (гипс) в собрании семьи художника и «Мудрость».

То же - в броской, подвижной, несколько схематичной композиции «Свержение буржуазии» (1927). Скульптура плакатна. Интересно композиционное «переплетение» форм (фигура буржуя, вместе с «выдавленными» человечками - работы С.Рабиновича). Рельеф, по воспоминаниям Рабиновича, делался «от угла»; авторы как бы взаимно «уступали» друг другу. Скульптура была раскрашена. «Перламутровые, палевые, охристые тона. Переходы от синих, ярко-фиолетовых - к приглушенно коричневым и желтым. Напоминает Ван-Эйка» (Хржановский).

Совсем в другом духе - деревянная «Мудрость» (1928). Стилизация под примитив. Очень резкие, контрастирующие образные акценты. Скульптор парадоксальным образом связывает между собой символические, ирреальные, грубо натуралистические детали. В этой круглой, подражающей древним каменным бабам и фетишам, стилизаторской в основе скульптуре соединяются натурализм и гротеск, обобщение - с мелочной, академической моделировкой объема. Деформации, строгость, стихийная мощь, зашифрованный, но читаемый с помощью аналогий художественно-смысловой подтекст («архетипы» сознания, «вечные» категории духа и плоти) делают эту скульптуру впечатляющим, даже монументальным произведением.