Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: ENG

Широкое цветотональное обобщение

В 1931 году в селе Верхулино Псковской области он выполняет - маслом на бумаге - обширную серию пейзажей, заложивших основу его пейзажного метода. В работах «Поле», «Дождь», «Сараи» цветовидение дисциплинированно, пейзаж строится широкими тональными планами, лишь изредка цвет сгущается, акцентируется в «ударных» цветовых зонах. Это создает эффект скрытого напряжения, сдержанной, но прорывающейся исподволь эмоции. (Этот прием Малагис будет развивать на протяжении всего десятилетия: в «Гигантских шагах», работе 1935 года, пронзительные, «трассирующие» капли цвета, обозначившие фигурки на качелях, как бы взрывают изнутри спокойный по состоянию пейзаж.)

Выразительные средства сведены к минимуму: широкое цветотональное обобщение, бегло, в одно касание кисти, намеченные предметные реалии, служащие одновременно своего рода точками отсчета пространственных планов. Предельная активность, целенаправленность восприятия (вспоминаются слова Н. Лапшина: « ... минимум работы на бумаге, максимум работы в сознании, в зрении художника»18). И вместе с тем - цепко схваченное реальное природное состояние, точное ощущение объективной «температуры пейзажа», которое круговцы так ценили в работах своих предшественников. Стремление (при всей активности и даже избирательности видения и, как следствие его, большой степени обобщения) сохранить исходный натурный импульс обусловливает в этих работах интересный образный прием: сама фактура, поверхность живописного слоя сохраняют ощущение непосредственности, мгновенности контакта с натурой. Особенно наглядно реализован этот прием в серии пейзажей «Дожди». Широкие потеки краски, импульсивность, импровизационность письма выдают стремление художника «успеть» за изменчивым состоянием природы, закрепить, донести до зрителя то ощущение вечности остановленного мгновения, которое Б. Пастернак выразил в названии одного из своих ранних стихотворений - «Гроза моментальная навек».