Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: ENG

Миг жизни в творчестве

Недавние жалобы на «гильдебрандовщину вхутемасовскую», что были в ходу у тех, кто не понимал глубин курса «Теории композиции» Фаворского, уже им взяты назад. Со временем все становится на место. Феномен Павильонова - баланс стихии и силы. Силы, данной масштабом личности, цельным, крупным видением. Силы сдерживающей. Сам себя «строжил», в ежовые рукавицы брал, чтобы не дать стихии разбушеваться, не уйти вбок от главного, только ему одному ведомых задач. Как ни парадоксально, именно здесь психологический секрет крутых виражей Павильонова, что казались и тогда его близким странными вольтами, что и сегодня сбивают с толку, дают повод для поверхностного вывода: «картины Павильонова - материал в процессе поисков». Там, где как будто бы удача, маячившее, как цель, обретено, он, вместо того, чтобы удовлетвориться достигнутым, снова стоит перед мучительным выбором и поворачивает к новым берегам. Это и от натуры мятежной; и от времени, открытого обновлению; и от школы - во Вхутеине он застал еще что-то от Вхутемаса ранней поры, когда старшие и младшие сообща бились над созданием новой формы. Любой миг жизни в творчестве - энергия преодоления. И при этом лишь большим художникам свойственное соответствие между границами видения и возможностями выражения. Того и добивался каждый раз, долго, неотступно. (Нет нужды говорить, что стоит за этим «каждый раз», если помимо проблем сугубо экзистенциальных то и дело приходится преодолевать трудные внешние обстоятельства. Хотя бы элементарное отсутствие места для мольберта. За 10 лет всего лишь один холст «Комната художника» написан в комнате художника Павильонова на 4-й Красногвардейской, где он жил с братьями. И то потому, что один уехал на армейскую службу, другой еще куда-то).