Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Типичный опыт Якулова

 Движение Якулова на Восток и на Запад определило его оригинальность, неповторимость, его несходство с современными ему армянскими, московскими или парижскими мастерами. Позиция сына Армении, всегда бывшей соединительным звеном между Западом и Востоком, была решающим фактором в этом уникальном синтезе. И в этом отношении опыт Якулова, несмотря на свою неповторимость, типичен и закономерен. Национальные школы нередко находят воплощение своих важных потенций в явлениях единичных. Во Франции так было с Сезанном, в России - с Ивановым или Врубелем. В Армении - с Сарьяном и Якуловым. Другое дело, что индивидуальный опыт, превращаясь в традицию, рождает последователей. О нем долго вспоминает национальная культура. Несомненно, эта долгая память ожидает наследие Якулова.

Эту традицию он осознал как нечто родное, собственное, и от нее уже двинулся на Запад. Разумеется, здесь речь идет не об обязательной временной последовательности. Во времени иной раз эти движения были параллельными. Сама возможность этого движения говорит о том, что армянская культура в начале XX века была открытой. Она не замыкалась в себе, а свободно брала сама чужой опыт, органично его перерабатывая, давала другим (как давали Мартирос Сарьян и Георгий Якулов). В этой открытости заключалась ее сила и проявлялась способность дальнейшего развития.

Но вообще-то «скоропись», прельщавшая многих молодых художников начала 30-х годов, не в его духе. «Юрка - это стихия», - говорил Фаворский (имея в виду, помимо прочего, его непринужденность), А он, примерно тогда же,, признался другу: «Я все восхищаюсь Фаворским. Под такую силу не подкопаешься».

09.10.2010