Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: ENG

Причина резкого поворота Павильонова

«Прошу считать меня выбывшим из вверенного Вам института, считая, что работа в области монументальной живописи меня не определяет как художника, имею в виду работать дальше в области Материальной Культуры. Я имею возможность сейчас получить такую работу. Таким образом, не находя никаких точек соприкосновения с работой на отделении, считаю свое дальнейшее пребывание на нем нецелесообразным и даже вредным». «Вдруг» закономерно. Здесь весь Павильонов - бескомпромиссный, решительный в серьезные минуты, моральная опора всем, кому он нужен или кому он хочет быть нужен. (В одном из писем: «Меня выбирают, когда нужен человек, которому можно излить себя. Я чувствую себя таким Бернаром, к которому писали и Ван-Гог и Сезанн». Это время для него и его друзей - время самоопределения - очень трудное. Сейчас крайне важно товарищам его слово. Ему верят, потому что он добрый, тонкий, честный, талантливый. К дурному нетерпимый.) Он страстно предан и друзьям, среди которых хочется, кроме уже названных, упомянуть Е. Давидовича и А. Щипицына. Предан и учителям своим. Заявление подано тотчас же, как уволены из Вхутеина П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и еще несколько лучших профессоров. После подобной акции «точек соприкосновения с работой на отделении» у Павильонова быть не может. А что до нового увлечения - «Материальной Культурой», то толчок дан приглашением В. Е. Татлина участвовать в сооружении конструкции «Летатлин». (Мастер зорко высмотрел, кого взять в помощники из старшекурсников, выпускников разных специальностей. Лучших взял - А. Сотникова с керамического факультета, А. Щипицына и Ю. Павильонова - с живописного, А. Зеленского - со скульптурного.) А если копнуть глубже, то причина резкого поворота Павильонова в кризисной ситуации - в необходимости самому себе ответить на вопрос уже не новый, но сейчас, на рубеже двадцатых - тридцатых годов, первостепенный: кому и зачем нужна станковая картина? Не минул ли ее час? (Нет в ней надобности, если в жизнь не входит.) Плодить холсты, чтобы складывать? (Следующий вопрос - «где» - актуален и поныне). Картины для музеев? (Кто их там увидит, не говоря уж о том, кто их туда возьмет?) Для общественных зданий? (К тому предназначены иные виды живописи - монументальная, декоративная.) Для выставок? (На миг экспозиции, для беглого, невнимательного взгляда?)