|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Женская фигура европейского обликаЯркий пример своеобразного «японизма» Якулова - общее оформление и афиша кафе «Питтореск» (1917). Главный зал кафе, изображенный самим Якуловым, и общей композицией, и деталями оформления напоминает старый японский театр, в чем легко убедиться, взглянув на японскую гравюру конца XV века, изображающую интерьер театра. На афише дана в рост женская фигура европейского облика и в европейской одежде, окруженная справа и слева надписью с названием, адресом и датой открытия кафе. Сравним афишу с гравюрой японского художника XV века Судзуки Харунобу «Гейша». Как и во всех предшествующих случаях, когда мы сравнивали работы Якулова с произведениями средневековых художников, трудно сказать, знал ли он о существовании этой гравюры, которую так напоминает его афиша - и постановкой фигуры, и надписями, как бы висящими в воздухе (Якулов замечал: « С... письма китайцев идут сверху вниз: висят в воздухе»8), и соотношением надписи, фигуры и всей плоскости листа. Но даже если и признать возможность такого знакомства художника со своими японскими предшественниками, оно отнюдь не свидетельствует о копировании или стилизации. Речь должна идти о сходстве художественного мышления. Ведь говорил сам Якулов, что ему ближе восточная - символическая система, чем европейская - реалистическая. В афише, как и в интерьерных сценах, сквозь «японизм» проглядывают древнеармянские корни. Обратим внимание на надписи, которым, судя по отделке, Якулов придавал большое значение. Они ничем не напоминают японские иероглифы. Якуловская каллиграфия вновь возвращает нас к армянской миниатюре. Примером может служить заглавный лист Евангелия от Иоанна 1224 года.
09.10.2010 |
|