Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Ландшафт, залитый солнечным светом

Сравнение отдельных мотивов, разумеется, не создает целостной картины. Между тем творчество Якулова в самых разных жанрах, в разнообразных сферах вновь и вновь возвращает нас то к дальневосточным источникам, то к древнеармянским. Интересно в этом плане обратить внимание на пейзажное творчество Якулова. К пейзажу художник обращался от случая к случаю. Но тем не менее важные черты дальневосточной живописи были им использованы и в этом жанре. Достаточно сравнить два произведения Якулова, «Пейзаж» и «Ландшафт, залитый солнечным светом», с известным пейзажем корейского художника XV века Чон Сона «Каменистое плато», чтобы убедиться в этом. Можно прибегнуть и к другим примерам. В «Весенней прогулке» 1915 года вся верхняя часть листа занята условным изображением далей с помощью цветных лент. Этот прием, к которому, кстати, в 1910-е годы пришли и русские живописцы, у Якулова напоминает приемы, применявшиеся и в японской гравюре, и в старой китайской живописи. Можно найти аналогии и в способах изображения отдельных элементов пейзажа. В «Дилижанском пейзаже» 1928 года застывшие в причудливых изгибах и обнажившие свои корни деревья напоминают «типовые» деревья японской или китайской живописи.

Все это - отдельные примеры. Возникает вопрос: стоят ли за ними общие принципы восприятия натуры? Пожалуй - да. Глядя на такие произведения, как «Пейзаж. Холмы» (1928), можно почувствовать, как художник стремился раствориться в природе, устранить момент противостояния ей, осознать себя как ее частицу. Все наши параллели были бы неубедительны и не создали бы достаточно Полной картины, если бы мы оставили в стороне ту сценографическую и художественно-оформительскую деятельность, которой особенно прославился Якулов. Мы находим и здесь материал для интересных сопоставлений.

09.10.2010