Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Движение с Востока на Запад

Почти все многочисленные «Кафе», «Бары», «Кафе-шантаны» построены по такому принципу. Рассмотрим в качестве примера эскиз панно для кафе «Питтореск» 1917 года. Основное помещение, изображенное под углом по отношению к плоскости листа, отделено барьером и вертикальной полосой, в которой отражаются или через которую просвечивают фигуры и детали архитектуры. За этим помещением глазу зрителя открывается еще одно (или это отражение в большом зеркале?). За крупным окном во всю стену - улица с неясно обозначенными фигурами и домами. В этом эскизе панно, сравнительно с другими картинами подобного рода, пространственная трактовка тяготеет все же к естественной, тогда как в других пространственные планы переплетаются, смешиваются, сталкиваются. Особенно сильно эта осложненность пространственного решения дает себя знать в картине «Чайхана в Ереване», где соединены фрагменты разных интерьеров, интерьер переходит в улицу, а улица как бы входит внутрь помещения. В работах такого рода Якулов от дальневосточного принципа подвигается к западному, учитывая опыт и кубизма, и орфизма, и футуризма. Как видим, мы вновь подтверждаем тот тезис о движении с Востока на Запад, который выдвинул сам художник. Вместе с тем здесь должна быть учтена та поправка, которую мы сделали с самого начала. Мы находим близкие принципы и в армянской миниатюре - особенно позднекиликийского периода. В ряде сцен в миниатюрах конца X века - «Вход в Иерусалим» из Евангелия 1287 года или «Волхвы у Ирода» из «Евангелия восьми художников» - особенно заметны типичные для средневекового мышления приемы соединения разных пространственных ячеек, внешних и внутренних, еще почти не отчлененных друг от друга. У средневековых мастеров это соединение - признак синкретизма, у Якулова - синтез уже заведомо разделенных частей всеобщего пространства. Но и в том и в другом случае внешняя достоверность разрушена ради выразительности и самобытия каждого образа и каждой сцены, происходящей в своей пространственной среде.


09.10.2010