Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Особенности якуловского построения пространства

Если мы обратимся к мотивам и сюжетам живописи и графики Якулова, мы найдем в них тот же принцип. Но одновременно другие мотивы дают повод для сопоставления иного рода. Для нас особый интерес представляют сцены в интерьере, которые демонстрируют сразу же бросающееся в глаза сходство с интерьерами в восточной живописи и графике. Это сходство определяется выбором высоких точек зрения, «задранными» вверх полами или землей, не попадающими в поле зрения линиями горизонта, «перетекающими» пространственными ячейками и другими приемами.

На все эти особенности якуловского построения пространства обратил внимание А. А. Стригалев в упомянутой выше статье. Он справедливо увидел в открытых интерьерах, запечатленных словно из-за границ их пространства, черты театральности. Не отрицая этих черт, подчеркнем сходство якуловских интерьерных сцен с изображением интерьера в китайской и японской живописи. При этом учтем то взаимодействие живописи и театра в культурах стран Дальнего Востока, которое вновь рождает параллель с творчеством Якулова.

В китайской и японской живописи мы часто сталкиваемся с приемами условного изображения внутренних пространств соседних помещений, открытых зрителю так, как будто стены, отделяющие помещения от зрителя, отсутствуют. Сам характер архитектуры, в которой применяются ширмы, подвижные перегородки, видимо, провоцировал такой подход к изображению интерьера. Иногда художник раскрывает два или несколько помещений, расположенных рядом, «населенных» фигурами и доступных обозрению. Каждый раз интерьер изображается из соседнего пространства, а не «изнутри», как в европейском интерьере. Часто художник показывает сцену откуда-то сверху, так что сразу глазу зрителя открывается несколько пространственных ячеек, либо соединенных, либо изолированных друг от друга. Все эти способы использованы Якуловым в его картинах.

09.10.2010