Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Разнообразный опыт восточных стран

 Интерес мог возникнуть еще в юные годы во время обучения в Лазаревском институте, а затем укрепился в Маньчжурии, где находился художник в качестве боевого офицера во время Русско-японской войны. Именно там сложилась якуловская теория «разноцветных солнц», которую он неоднократно излагал и опубликовал под названием «Голубое солнце» в 1914 году. Эта теория предопределила своеобразное - якуловское понимание культуры Востока. Многие русские художники начала XX века слишком широко и недифференцированно трактовали понятия «восточная культура», «Восток». Например, Ларионов и Гончаров, отдававших Востоку полный приоритет, и Россию зачисляли «по ведомству» Востока. Якулов, в отличие от большинства русских живописцев, стремясь воспринять разнообразный опыт восточных стран и вывести из него некое единство, вместе с тем видел различия между великими культурами Китая, Японии, Индии, Древнего Египта и подвергал эти культуры теоретическому анализу. Исходя из особенностей природы, солнечного света в каждой из стран, он определил их основные колористические, пластические, ритмические формулы, которые оказываются приложимыми как к искусству, так и к образу жизни, внешности людей, к человеческому быту, одежде и т. д. Характер же передачи пространства, трактовка предметов, фигур на плоскости, общие принципы ритмизации изобразительной поверхности, в представлении Якулова, зависят от этих постоянных особенностей природы, а также от миропонимания, представления о мироустройстве, характерного для народов тех или иных стран.

Итак, помня о Востоке вообще, Якулов углублялся в анализ каждой из великих его культур, но для себя - в качестве образца - полагал художественную культуру Китая и Японии, делая их предметом освоения и оставляя при этом свое - армянское, как некую общую восточную первооснову.

09.10.2010