Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Георгий Якулов и традиции искусства Востока

Сегодня вряд ли вызовет сомнение мысль о том, что Георгий Богданович Якулов принадлежит к числу самых значительных мастеров армянской живописи 10- 20-х годов XX столетия. Вместе с такими живописцами как Мартирос Сарьян, Александр Бажбеук-Меликян, Ерванд Кочар, Геворк Григорян, развернувшими свои творческие принципы в эти десятилетия, Якулов принял участие в утверждении традиций армянской живописи XX века. Эти традиции достаточно многообразны; они не сводятся к какой-то одной творческой концепции. Якуловское наследие сегодня ясно ощущается в искусстве многих армянских художников. Это традиции высокого содержательного артистизма, сложного символико-аллегорического претворения реальности, синтеза театрального и живописного начал. Переход от XIX к XX веку в армянской живописи, как и в других национальных художественных школах, был чрезвычайно сложен. Взаимодействие различных художественно-национальных концепций на рубеже столетий особенно активизировалось. Художники открывали старое, забытое наследие - чаще всего свое, национальное, нередко - чужеземное. Различные традиции переплетались. Но в конечном счете все искания были подчинены утверждению нового искусства XX века - каждый раз претворенного в особые национальные формы.

В этом отношении показательно творчество Якулова и его отношение к традициям искусства Востока.

Тема настоящей статьи как бы лежит на поверхности. «Сын востока по темпераменту и происхождению» (как называл себя сам художник), он был вместе с тем своим и в Париже, и в Москве, а не только в Ереване и Тбилиси. Сразу же и на редкость органично овладев последними достижениями европейского искусства и перемешав их настолько, что никак нельзя было его причислить к какому-либо из современных художественных направлений, Якулов оказался фигурой уникальной.

09.10.2010