Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Очевидный кризис настроений приюта

Тон задает узор листьев, расположенный по соседству с левыми фигурами. По существу, это единственная дубовая ветка, разбросавшая в своем верхнем ростке настоящий веер раскрывшихся листьев (ассоциации с веером поддерживаются, кстати, и настоящим сложенным веером в руке центральной фигуры). И вот если левые фигуры отвечают линиям сомкнутого веера, то правая группа из четырех фигур - вариация на тему раскрытого веера дубовой ветки. Фигуры садовых «дриад», как и сине-зеленые крупные листья на ветке, появляются как будто из одного черенка, а затем расходятся в разные стороны всеми направлениями своих движений, поворотами лиц и взглядов.

Со второй половины первого десятилетия века начинается, как мы уже упоминали, неуклонный распад мотива приюта. Не говорим уже о том, что и в 90-х - начале 1900-х годов он постоянно ставился под сомнение. Ведь сохранить тишину вишневого сада в картине «Весна» Мусатову удавалось, только перенеся сюжет в удаленное прошлое, в то время как действие в современном «Вишневом саду» проходило тогда же у Чехова под стук топоров и под звенящие голоса молодежи, призывающей всех к отъезду.

Очевидный кризис настроений приюта дал себя знать уже в полотнах Нестерова, написанных во второй половине 1900-х и первой половине 1910-х годов. До этого художника влекли главным образом согбенные старые люди, как это было в «Пустыннике» или в «Отшельнике», или еще чаще - юные и хрупкие, либо тянущиеся вверх, либо покорно никнущие вниз, подобно героиням картин «За приворотным зельем», «Великий постриг» или «За Волгой». Теперь настроение нестеровского творчества изменяется. Появляется все больше людей упрямых и распрямленных. Немало упорных, кряжистых типов среди персонажей картины «На Руси» (1908). Вспомним хотя бы лицо М. К. Холмогорова на одном из этюдов к этой картине. Таковы же и «Стеша» на этюде к картине «Соперницы», сам художник на автопортрете 1915 года, а в особенности лицо на портрете Н. Г. Яшвиль, костистое, с туго сжатыми сухими губами и непреклонным взглядом.

09.10.2010