Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Изветошенные шаткие доски

Перед тем как достигнуть тихого городка, скрывающегося за группой деревьев, глаз зрителя должен как бы преодолеть покрытые пнями, заросшие косогоры, причем его не встречает ни одна тропа, которая бы помогла ему на этом пути. И только затем нашему взгляду приоткрывается доподлинная «тихая пристань» - опять не только в прямом, но и в расширительном смысле - небольшой приречный городок с устремленными ввысь церковными главками, который воспринимаешь скорее как небольшой монастырь. В «Тихой обители», перед тем как достигнуть укрытого за лесом монастыря, зрительский взгляд должен был пройти уже не пустошь с кустарниками и пнями, но наведенные через реку деревянные лавы. Этюды показывают, как увлечен был в это время художник перекинутыми через воду дощатыми лавами: он неизменно изображал их даже на самых беглых набросках к картине. С. П. Кувшинникова вспоминала о том, как, бродя по окрестностям Юрьевца, Левитан «наткнулся на ютившийся в роще монастырек утлые лавы, перекинутые через речку, соединяли тихую обитель с бурным морем жизни, и в голове Левитана вдруг создалась одна из лучших его картин». Для того чтобы приблизиться к «монастырьку», нам предстоит преодолеть изветошенные шаткие доски переходящего через речку деревянного длинного мостка, местами даже и с провалами между досками, преодолеть, «не поднимая глаз из-под ног», и только потом поднять их к золотому видению колоколен и куполов, возвышающихся над укрывшими их деревьями.

Однако в «Вечернем звоне» 1892 года тема подхода или приближения к «обители» разработана уже менее заметно. Есть ближний берег, погруженный в вечернюю тень, кусты и трава, которые, как и кусты на переднем плане в «Тихой обители», напоминают все ту же пустошь из «Золотого плеса», но «утлых лав» уже нет, и тем самым обитель уже почти ничего не соединяет с миром «жизненных бурь», о которых писала Кувшинникова. Зато еще более значительную роль, чем в «Плесе» или в «Тихой обители», играет впечатление достигнутой тишины.