|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Первый план пейзажаХронологические границы мотива - конец 1880-х - начало 1900-х годов. К 1905 году уходят из жизни и Левитан и Мусатов, а у Нестерова появляются гораздо более мужественные и волевые интонации. Во время событий 1905 года и после них пейзажный мотив приюта полностью сходит со сцены русской художественной культуры. Но это заставит нас с тем большим вниманием присмотреться к недолгому времени, когда он существовал и когда давал весьма высокие художественные результаты. В конце 80-х - начале 90-х годов у Левитана возникло несколько пейзажей, связанных с сюжетом «тихой обители». Это - сама картина с таким названием и ее вариант «Вечерний звон». В качестве их непосредственного предтечи можно было бы рассматривать картину «Вечер. Золотой плес», где настроения «тихой обители» звучат уже тоже достаточно определенно. Интересно, что все три пейзажа еще включает в себя в качестве важного смыслового оттенка ощущение пути, который нужно преодолеть, чтобы достигнуть виднеющегося в глубине пристанища. Это были как бы последние отзвуки мировосприятия 70 - 80-х годов. В пейзаже «Вечер. Золотой плес» такие ощущения, пожалуй, наиболее разработаны, наоборот, в «Вечернем звоне» они уже почти совершенно сходят на нет. Весь первый план пейзажа «Золотой плес» занимает широкая заросшая пустошь. Исследователи, изучавшие работу художника над картиной, свидетельствовали, что в реальном пейзаже около Плеса такого ландшафта не существовало. Начинающая зарастать широкая вырубка по склону холма внесена в этот пейзаж из другого ландшафта, что подтверждается и тем, что изображение пустоши на волжском берегу существует у мастера отдельно на одном из предварительных этюдов Третьяковской галереи. |
|