Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Настроения интеллигенции конца столетия

Пейзажный мотив приюта конца XIX века примкнул к традиции идиллического пейзажа, идущей еще от первой половины столетия. Еще тогда зародилось в русском искусстве представление о безмятежных краях, которые обходят бури. Если не говорить об итальянских пейзажах русских художников, также имеющих отношение к интересующей нас теме, то надо прежде всего упомянуть пейзажи Венецианова («Спящий пастушок»), его учеников и прежде всего Сороки («Рыбаки»). Различие в том, что в пейзажах первой половины столетия человеческие фигуры составляли скорее стаффаж, казались принадлежностью идиллического мотива. В конце же века усиливается акцент на человеческую личность. В картинах - в возросшем значении человеческой фигуры, а в чистых пейзажах - в более напряженной ассоциативности, связанной с человеческой личной судьбой.

Нам нужно только найти этому мотиву соответствующее место в русской художественной культуре того же времени, а также определить его хронологические границы. Всем известно, что основными настроениями интеллигенции конца столетия были отнюдь не идиллические настроения. 90-е годы - это начало революционного подъема, приведшего к событиям 1905 года, это эпоха молодого Горького, протестующих и страдающих врубелевских Демонов, время малявинского «Смеха» или ранних портретов Серова. Однако художественное движение этих лет предстанет перед нами объемнее и богаче, если мы отдадим отчет в существовании и противоположной тенденции. Обе тенденции и оттеняли и высвечивали друг друга, причем настроения приюта оказывались в ту пору достаточно широкими. А. А. Федоров-Давыдов, говоря о мотиве дороги, вспоминал о ямщицких песнях, мы же могли бы припомнить многочисленные романсы Римского-Корсакова и в особенности Рахманинова, посвященные тихим уголкам, куда не долетают бури.