Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Затерянность пустынного островка

Характерное состояние пейзажей - надвигающаяся ночь или непогода, когда не только усталому путнику, но также и зрителю приходит мысль о приюте. Таковы левитановские «Вечер на Волге» с помрачневшими вечерними берегами и неумолимо идущими грядами туч, «Сумерки» А. Васнецова или же «Сиверко» Остроухова - по-осеннему опустевший речной пейзаж с мимоидущими холодными облаками. Далее шли предчувствие «гибели» и «оплакивания». Ведь именно так читался зрителями пейзаж Левитана «Над вечным покоем». Затерянность пустынного островка среди водной глади или самой часовни с погостом - среди бескрайних равнин подобна затерянности человека перед непостижимой вечностью, которую с щемящей грустью передает художник.

Но вот в конце 80-х и 90-х годах в русском пейзаже появляется мотив, выражающий уже не чувство бесприютности, но, наоборот, как бы образ достигнутого приюта. Этот мотив как раз и станет предметом нашего исследования. Мы имеем в виду «Тихую обитель» и «Золотую осень» Левитана, пейзаж из нестеровского «Видения отроку Варфоломею», «Водоем» Мусатова и некоторые другие работы тех же художников. На смену идее пути, показательной для 70 - 80-х годов, приходит здесь идея прибежища. Вместе с тем важно, что идея пути никак не отброшена. Она только переведена из событийного в душевно-внутренний план человеческой жизни. Приют в пейзаже конца XIX - начала XX века - это не «тихая заводь» с ее душевным оскудением или ленью, но укрытый от бурь безмятежный край, где человеческая душа не только оттаивает, но и прорастает.