Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Шаг в сторону от символизма

Если даже Жилинский и не достиг тех высот «космического звучания» и глубин «философского значения», о которых он говорит, мечтает и которые с благоговением созерцает в великих творениях классики, то во всяком случае он стремится к этим высотам и этим глубинам. Он с полной серьезностью, с великим трудом и прилежанием начал прокладывать к ним путь. У него в искусстве есть высокий нравственно-художественный идеал, а это для мастера - качество основополагающее, это условие пусть трудного, но неуклонного развития. Каждый этап творчества Жилинского был связан с определенным этапом в движении советской живописи, связан таким образом, что во многом способствовал появлению и становлению новых художественных тенденций. Мы теперь можем говорить о «линии Жилинского» в нашей живописи, среди наших художников немало его учеников. При этом сам Жилинский всегда занимает несколько особое место в общем потоке искусства, то есть он всегда в чем-то не типичен для этого потока. Но так бывает именно с крупными творческими индивидуальностями. Историко-социальные и культурные условия рождают крупных художников, прямо или косвенно отражающих свое время. В свою очередь талантливые мастера определяют искусство своей эпохи, ее духовный климат. К-таким художникам относится Дмитрий Жилинский.

 Сарьян, пожалуй, первым среди голуборозовцев сделал шаг в сторону от символизма. Это далось ему легче, чем остальным, ибо ортодоксальным символистом он так и не стал. Уже в 1907-1908 годах «с полотен Сарьяна дохнуло свежим ветром» (В. Маркаде) 24, еще через год состоялся его окончательный разрыв с эстетикой «Голубой розы».