Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Общность эстетических задач

Выставка «Голубая роза», организованная в марте этого года в Москве, вызвала много шумных споров и противоречивых оценок. Лишь в одном установилось единодушие: «Голубая роза», подчеркивали ее сторонники и противники, сплотилась в результате общности эстетических задач, решаемых ее участниками. Одновременно указывалось, что некоторые из них, в частности, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян, обладают выраженной индивидуальностью. Так, С. Маковский, один из ревностных сторонников голуборозовцев, писал: «Из всех «молодых», ищущих и дерзающих, он (Сарьян. - А. А.), может быть, наиболее самобытен... На выставке «Голубой розы» работы Сарьяна поразили меня своей пленительной фантастикой и, главное, детскостью, не напоминавшей никого из парижских или московских примитивистов. В каждой странице этих парадоксальных «сказок» была магия...». «Наименее типичным» среди голуборозовцев называл Сарьяна А. Эфрос, на своеобразие его живописи указывали А. Бенуа и П. Муратов, М. Волошин и И. Грабарь, С. Мамонтов и Я. Тугендхольд, хотя каждый из них имел собственную, часто противоположную точку зрения на творческие искания символистов в целом. Даже в отрицательных отзывах чувствовалась тем не менее определенная заинтересованность. «Очевидно, - комментирует этот факт художник, - мои работы все же обладали какой-то творческой силой, если мимо них не проходили равнодушно».

На выставке 1907 года Сарьян был представлен сразу пятнадцатью произведениями, выполненными в основном темперой. Работы эти явились органичным продолжением акварельного цикла, но уже обнаруживали несколько иную эмоциональную направленность. Это было обусловлено усилением влияния теоретического символизма, приобретавшего все более мистическое содержание.