Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Сосредоточенность символистов на музыке

Всего несколько оттенков - голубого, зеленого, желтого и белого использовал в этой работе художник, но ему удалось добиться удивительного, почти феерического эффекта. Люди, животные, деревья, скалы, объединенные в общем цветоритмическом потоке, с поразительной силой выражают пантеистическую идею родства человека с природой и шире - с необъятным Космосом.

Среди произведений художника того времени немало работ и заведомо вымышленных. Таково, например, «Озеро фей», хранящееся ныне в Третьяковской галерее (1905). В книге, посвященной русскому искусству конца XX - начала XXI века, К. Грей, подробно рассматривая это произведение, заключает: «Символизм у Сарьяна проявляется в его любви к изображению водной стихии» 6. Изображение воды - будь то море, озеро, небольшой водоем, - действительно, часто встречается в работах Сарьяна 1903-1908 годов: «У воды», «У реки. Сказка», «Оазис. Влюбленные», «Любовь», «У моря. Сфинкс» и другие. В них Сарьян использует принцип зеркального отражения или двойной пространственной проекции, стремясь выразить идею призрачности и зыбкости видимого мира, как бы балансирующего на грани полусна-полуяви.

Большая роль в сарьяновских произведениях отводится их мелодико-ритмической выразительности, что также является одной из заповедей символизма: «Сосредоточенность символистов на музыке, - замечает в этой связи Дж. Боулт, - их культ Вагнера, неуравновешенные звуковые акценты в поэзии Верлена и Бальмонта... отвечали основному положению о том, что признаком реальности является движение, а вследствие этого - ритм, и что, поэтому, чем мелодичней или ритмичней произведение искусства, тем ближе оно к абсолюту».