Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Эволюция психологических характеристик

Ефимов смотрит в упор на зрителя, он как бы оторвался от работы и готов вступить с нами в активный диалог. Художника тут явно интересует динамика внутреннего состояния, момент перехода от одного состояния в другое. Зеленский и его дочь уже погружены в сферу неких интимных переживаний; течение их мыслей и чувств как бы замедляется. Фаворский смотрит на нас в упор, но у нас не возникает ощущения обычного психологического контакта с предстоящим перед нами человеком. Фаворский скорее прислушивается к какому-то внутреннему голосу и думает о чем-то, что может быть общим для всех. Студенты и их руководитель А. Древин вообще отключились от окружающего, полностью погрузившись в свои мысли. В отличие от Зеленского и его дочери, они, собственно, лишены эмоциональности, но зато сосредоточены на своих мыслях или, точнее, идеях-образах, как может быть сосредоточен художник в момент творческого акта. Их не назовешь «действующими лицами», ибо они не действуют, а «предстоят» перед зрителем. По этому поводу Жилинский в свое время вспоминал изображения людей в картинах эпохи Возрождения, в которых многие образы по-своему значительны именно благодаря некоторой неподвижной репрезентативности, раскрывающей внутреннюю сущность человека не в сфере текучей, подверженной постоянным изменениям душевной жизни, и уж во всяком случае не в сфере бытового психологизма, а в ментальной сосредоточенности, в значительности и силе индивидуального характера.

Следовательно, сдвиг произошел не только и не столько в технике и в смене материалов, сколько во внутренней пространственно-образной структуре. Но, разумеется, значение материала и техники также было учтено художником.