Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Мастера сурового стиля

Прежде всего, представители «сурового монументализма» и близкие к ним живописцы чаще оглядывались на искусство 20-х годов и на постимпрессионизм. Два ориентира вставали перед ними как наиболее для них важные - сезаннизм (в его русском варианте) и остовский конструктивизм. Эти традиции представали не в чистом виде, а заметно измененными художественной практикой 30-40-х годов. Правда, уже у этих художников была тяга к изучению иконописи и раннего Возрождения. И все же если даже мы и обнаруживаем элементы проторенессансного или возрожденческого монументализма, например, в произведениях начала 60-х годов у братьев Смолиных, то это отнюдь не означает стремления этих художников видеть мир глазами Джотто или Мазаччо. Линия исторической перспективы между этими художниками и ранним Ренессансом в данном случае пересекается и преломляется сильными воздействиями все того же искусства 20-х годов.

Иначе обстояло дело у так называемых «семидесятников». Их, как правило, гораздо меньше занимали 20-е годы, они работали, напряженно вглядываясь в более глубокое историческое прошлое. Их главные ориентиры оказывались часто в пределах раннего Возрождения, но при этом их внимание могло захватывать и позднее средневековье, и русскую иконопись, и классицизм.

Но главное различие между упомянутыми группами художников заключалось в другом. Мастера «сурового стиля», к каким бы приемам и образцам старого искусства они ни обращались за помощью, реальную жизнь воспринимали как завершенный в себе период времени. В их поисках нового образно-стилевого языка наиболее важное значение имело сравнительно недавнее прошлое, которое тяготело к сегодняшнему дню.